- ПАРОНИМИЯ
ПАРОНИМИ́Я, паронимическая аттракция, парономазия (греч. paronomasía игра близкими по звучанию словами, от pará возле и onomázō называю), прием художественной речи, главным образом стихотворной: установление между паронимами, т. е. близкозвучными словами, не связанными в системе языка, окказиональных смысловых связей, заостряющих поэтические ассоциации. Случайные сходства в плане выражения лексики тем самым поднимаются до уровня поэтической семантики. Ср.: «Леса лысы. / Леса обезлесели, Леса обезлисели» (В. Хлебников) или «Ведь он же хлюст, он холостяк, / Брат Хлестакова» (Е. М. Винокуров). Это примеры вокалического типа П.: при условном тождестве консонантных «корней», независимом от мягкости или твердости согласных, «играют» различные окказиональные «огласовки». В метатетическом типе П. («Схема смеха» В. В. Маяковского, «слепит плес» Б. Л. Пастернака, «голос Логос» Л. Н. Мартынова) порядок согласных не закреплен; сюда примыкают некоторые опыты с перевертнем (ср.: «Наоборот прочтите ропот И обозначится топор», В. С. Шефнер). Редко используется консонантный тип П., основанный на расподоблении согласных: «пар пан пал» (Хлебников), «соль сор» (А. А. Вознесенский); ряды «бремя время», «стать спать» и т. п. давно мобилизованы рифмой, в позиции которой эффекта П., как правило, не возникает. Близкая к явлениям звуковой символики (см. Фоника) и анаграммам, П. в русской традиции распространяется с 10‑х гг. XX в., знаменуя поиски обновления поэтического языка.
В. П. Григорьев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.